Материалы с записью переговоров

Материалы с записью переговоров могут быть использованы в процессе допросов подозреваемых и обвиняемых, а также свидетелей и потерпевших на протяжении всего процесса расследования.

При допросе особенно эффективно использование результатов контроля и записи телефонных и иных переговоров в целях изобличения допрашиваемых во лжи.

Во-первых, полученные материалы позволяют установить сам факт дачи ложных показаний. Для этого следователю необходимо тщательно проанализировать показания, обращая внимание на противоречия результатов контроля и записи переговоров и результатов других следственных действий.

Во-вторых, полученные в ходе контроля и записи телефонных и иных переговоров материалы могут помочь в установлении мотива дачи ложных показаний. Такие мотивы могут быть самыми различными: боязнь испортить отношения с другими лицами, проходящими по делу; боязнь мести со стороны подозреваемого, обвиняемого, их знакомых и родственников; стремление скрыть свои собственные неблаговидные поступки, аморальное поведение, трусость; желание выгородить или смягчить вину подозреваемого или обвиняемого в силу родственных, семейных, дружеских отношений или из корыстных соображений, либо, наоборот, усугубить вину этих лиц — из мести, ревности или иных побуждений; ошибочная оценка своих действий как преступных и стремление скрыть их или описать иначе; нежелание впоследствии выступать в качестве свидетеля, опознающего или иного участника следственного действия, быть вызванным в суд и т.д.; желание избежать ответственности за содеянное, преуменьшить свою вину либо понести наказание не за совершенное, а за менее тяжкое преступление и пр. Полученные в ходе контроля и записи переговоров данные помогут следователю в преодолении указанных мотивов.

В-третьих, результаты рассматриваемого следственного действия, являясь уже сами по себе доказательствами по уголовному делу, могут предъявляться в ходе допроса для уличения допрашиваемых во лжи. Для этого следователь в ходе допроса имеет возможность воспроизвести полностью или частично фонограмму контроля и записи телефонных или иных переговоров допрашиваемому и попросить объяснить несоответствие полученных от него показаний прозвучавшему.

В-четвертых, информация, полученная в ходе контроля и записи телефонных или иных переговоров, помогает следователю лучше узнать особенности личности допрашиваемого и применить наиболее эффективные в данной следственной ситуации тактические приемы допроса. Кроме того, полученные данные позволяют определить линию поведения обвиняемого на допросе, отношение его к тем или иным доказательствам, пресечь попытки сговора с соучастниками и свидетелями, предугадать уловки, к которым намерен прибегнуть допрашиваемый.

Автор: адвокат Карафелов Александр Миронович

Если Вы хотите получить более подробную консультацию по этому вопросу, свяжитесь с адвокатом Карафеловым Александром Мироновичом по телефону: +7 985 227 45 97.